ЭНЦИКЛОПЕДИЯ МИРОВЫХ СЕНСАЦИЙ

КАМЕЛОТ: Янки при дворе короля Артура

  Романтические сказания о короле Артуре и его рыцарях «Круглого стола» знакомы большинству из нас. Являются ли они плодом буйной фантазии сказителя, или в древних легендах есть некоторая доля правды?

  … «Тирра-лирра», - у реки

  Пел рыцарь Ланселот.

  И, бросив ткацкие дела,

  К окну ткачиха подошла

  И видит: лилия бела,

  Доспехи, шлем и удила.

  Так вот он - Камелот.

  Романтическая загадочность Камелота, нашедшая отражение в эпической поэме Альфреда Теннисона «Леди Шейпотт», показывает, что в XIX веке, впрочем как и сегодня, вечная тайна короля Артура и его рыцарей «Круглого стола» ничуть не утратила своей притягательности. Легенда о добродетели, благородстве и мужестве не перестает увлекать школьников и романтиков, убежденных, что некогда в диком, смутном и мрачном лихолетье древней Англии действительно существовало чудесное королевство, процветавшее под мудрым правлением короля Артура и его благородных рыцарей.

  Или, может быть, все это - досужий вымысел, фокус в духе хитроумных проделок королевского кудесника Мерлина?

  Были ли на самом деле Экскалибур, и «Круглый стол», и леди Дженевра, и сэр Ланселот? Или красивые легенды - плод фантазии, рожденной в лихолетье, чтобы хоть как-то скрасить беспросветный мрак унылого существования?


Легенда в литературных источниках

  Все сведения о короле Артуре и его дворе ученые называют Артуровскими легендами. Впервые о короле Артуре упоминается в валлийской эпической поэме «Гододдин», появившейся примерно в начале нашей эры. В этой поэме есть несколько преданий о «могучем воине». В других ранних литературных памятниках этот могучий воин вписывается в образ кельтского полководца, храбро сражавшегося против саксонских завоевателей Британии.

  В 1135 году Джеффри Монмутский в своей «Истории» упомянул короля Артура как завоевателя Западной Европы. Позднее Уэйс в одной из книг по истории наделил Артура романтической аурой рыцарского благородства, которая с тех пор и окружает его образ.

  Затем, уже в следующем столетии, французский поэт Кретьен де Труа написал о рыцарях короля Артура пять романтических поэм. Его «Персеваль» - самая ранняя литературная версия самой знаменитой артуровской одиссеи о поисках священной чаши Грааля, кубка, из которого, согласно преданию, пил Христос на своей тайной вечере.

  Важный вклад в дело увековечения Артуровских легенд внесли двое немецких поэтов средневековья. Это Вольфрам фон Эшенбах и Готфрид фон Штрассбург, написавший историю о Тристане и Изольде. Артуровский рыцарь сэр Тристан был послан в Ирландию, чтобы привезти в Корнуолл красавицу Изольду - невесту своего дяди короля Марка. Упоминание Корнуолла в этой истории было важно для укоренения в дальнейшем версии, будто Камелот - местопребывание короля Артура - находился в западной части Англии.

  После 1225 года легенду о славном короле и его верных рыцарях в континентальной Европе начали забывать. Но она получила дальнейшее развитие в Британии. Сказание «Сэр Гавейн и «зеленый» рыцарь», появившееся примерно в 1370 году, - одно из лучших романтических произведений эпохи, в котором нашли воплощение романтические идеалы рыцарства и чести.

  Затем увидело свет последнее значительное произведение средневековья на эту тему «Смерть Артура» Томаса Мэлори. Его повествования стали источником для более поздних Артуровских легенд.

  После этого в течение нескольких столетий - до «Королевских идиллий» Теннисона - о короле Артуре не было написано ничего значительного.

  Зато позже эта тема блистательно отразилась в музыке: великий немецкий композитор Рихард Вагнер использовал Артуровские легенды во многих своих великих операх.


Кельтский миф

  Итак, сознавая, что образ Артура создавался целой плеядой авторов как сказочный персонаж, зададимся вопросом: могла ли существовать у этой легенды фактическая основа? Вполне утвердительный ответ дают те исследователи, которые считают, что в основу таких взаимосвязанных сказаний могли лечь только реальные факты.

  Но эти реальные факты принадлежат не английской, а кельтской истории. Исследования показали, что Артуровские легенды к XII веку получили распространение во всей Европе благодаря бретонским менестрелям с северо-западного побережья Франции, чей диалект был и остается поразительно похожим на ныне мертвый корнуэльский язык.

  Но прежде чем исследовать корни этого языка, вкратце расскажем суть легенды о короле Артуре.

  Артур был незаконнорожденным сыном британского короля Ютера Пендрагона и его любовницы Игрен.

  После смерти Ютера Артур, выросший в стороне от двора и неизвестный своему народу, поднялся на престол, объявив себя законным наследником и овладев богатырским мечом Экскалибур.

  До него ни один из претендентов на королевский трон не смог этого совершить.

  Именно после этого придворный чародей Мерлин объявил о принадлежности Артура к королевскому роду, склонил перед ним голову в низком поклоне и провозгласил королем.

  Артур царствовал в Камелоте, слыл честным, справедливым и благородным правителем и ввел для своих рыцарей принципы «Круглого стола».

  У Артура было немало врагов, и среди них - его коварная сестра Морган ле Фей и племянник Мордред. Морган была колдуньей и интриганкой. Вместе с Мордредом она постоянно плела заговоры против Артура, чтобы захватить трон.

  Однажды, когда король отправился в боевой поход, Мордреду удалось это сделать.

  В жестоком поединке король Артур убил Мордреда. Но при этом сам был смертельно ранен. Его тело перевезли на волшебный остров Авалон, где, по поверью, короля ждало чудодейственное исцеление.

  Двумя его наиболее преданными рыцарями были сэр Тристан и сэр Ланселот. Правда, Ланселот запятнал свою рыцарскую честь романом с леди Дженеврой, королевой Англии и супругой Артура.

  Среди других рыцарских имен - Пеллеас, Гавейн - племянник Артура, Балин и Балан, Галахад - сын Ланселота, Кай - коварный молочный брат Артура, Персеваль, Гарет, Герент и Бедевер.

  Как мы уже говорили, исторических доказательств, подтверждающих существование этих людей, как и камелотского двора или великодушного короля-рыцаря Артура, правителя Англии, нет.

  Но есть поверье, что эта легенда, возникшая из глубины веков среди диких племен Уэльса, родилась на основе реальных фактов.

  Известный исследователь Артуровских легенд Альфред Натт в работе «Исследования легенды о чаше Грааля» и профессор сэр Джон Рис в своем труде «Исследование Артуровских легенд» полагают, что король Артур возник из кельтского фольклора о вождях племен.

  Первые кельты появились в Британии примерно в 500 году до нашей эры. Это были выходцы из Галлии. От этих суровых воинственных людей и происходят Артуровские легенды.

  В 410 году нашей эры, в связи с внутренними проблемами в Италии, Рим после 360 пет владычества отозвал из Британии свои войска.

  С уходом римлян британская земля стала ареной кровавых баталий между саксонскими завоевателями, ютами и англами. Пикты и скотты были вытеснены в необжитые места у Адрианова вала.

  Именно в это смутное время, в 443 году, пикты и скотты обратили к Риму призыв о помощи. Но он остался неуслышанным. Храбрые скотты и пикты двинулись на юг и вторглись в Кент. Кентский вождь Вортигерн, доведенный до отчаяния бесконечной войной, бежал на запад, в Уэльс, где построил себе цитадель.

  Решив сделать свою крепость неприступной, Вортигерн привлек на помощь чародеев и предсказателей. Те порекомендовали ему принести в жертву малолетнего сироту и захоронить его в фундаменте цитадели. Жертвой был выбран Амбросий, сын римского консула, которому удалось спастись, проявив дар пророчества.

  Это - факт. Но легенда гласит, что спасшимся мальчиком был Мирддин, в переводе с кельтского - Мерлин. Некоторые считают, что та цитадель, вероятно, и есть легендарный Камелот.

  Историк IX века Ненниус писал, что потомок Вортигерна пал в битве с саксонцами при горе Бадон. С тех пор историки ищут эту гору. По некоторым предположениям, это может быть гора Бадбери возле Фаррингтона или Бат, Бадбери возле Суиндона.

  Существует мнение, что этим потомком вполне мог быть король Артур.

  В XII веке, когда предания о короле Артуре благодаря сказителям захватили воображение бедного крестьянства, в стенах Гластонберийского аббатства нашли останки мужчины и женщины. По словам монахов того времени, именно там находился легендарный Авалон, а найденные останки принадлежали королю Артуру и его супруге Дженевре. Оба были захоронены в аббатстве позднее.

  Кельтская история во многом перекликается с деталями из Артуровских легенд. Так, например, «круглый стол» был обычаем кельтских общин, когда старейшины племен собирались вокруг скамьи вождя и кто-то бросал ему вызов на единоборство за обладание этой скамьей. Что касается легендарной священной чаши Грааля, то это мог быть обычный кельтский сосуд для питья.

  Битва при Камланне, в которой погиб Артур, могла произойти возле Кадбери. Но тщательное изучение местности и раскопки, проводимые здесь, к сожалению, не привели к успеху.

  Наконец, в жизни кельтов важную роль играла религия, а легендарный Артур, конечно же, был благочестивым христианином и защитником веры.

  И все же - факт или вымысел, миф или память?

  Американский ученый-артуровед Джеймс Дансфорд считает:

  «Тот король Артур, которого мы знаем по голливудской мифологии и английскому фольклору, сильно отличается от реального короля Артура, который воплощал силу и справедливость в шатком мире. Но я убежден, что в этих легендах, безусловно, что-то есть и что Камелот действительно существовал, как и рыцари или воины, служившие королю. Но это был век, когда не велись летописи, и ничто от него не сохранилось.

  Смею предположить, что однажды мы получим более убедительные доказательства, а до тех пор король Артур будет жить в нашей памяти как легенда, а не как реальность».

 

Обсудить эту статью на форуме   






 

 Яндекс цитирования
Хостинг от uCoz