РЕЖИМ ДНЯ Режим - основа гигиенического образа жизни. Он создает оптимальные условия для укрепления здоровья и повы-шения работоспособности. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается определенный ритм деятельности всего организма. Это улучшает его функциональные возможности и позволяет наиболее эффективно выполнять различные виды работ. Кроме того, воспитываются организованность, воля, дисциплинированность. Ребенок должен в определенное время просыпаться и ложиться спать, выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику и закаливающие процедуры, завтракать, обедать и ужинать, заниматься спортом, готовить уроки, отдыхать. В каждом отдельном случае режим разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей ребенка, конкретных условий его учебы, быта и т. п. Основные гигиенические положения, на основе которых разрабатывается режим дня: правильное чередование различных видов деятельности (учеба, отдых, тренировки и т. д.) в течение дня (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпаузы, тренировочные занятия, туристские походы, прогулки). Режим дня школьника в общих чертах можно пред-ставить таким образом: вставать следует не позднее 7 ч, затем в течение 7-10 мин делать гимнастику, обтираться влажным полотенцем или принимать душ. Необходимо установить определенное время для пита-ния и строго его придерживаться, чтобы пища лучше усваивалась. Есть следует за 1,5-2 ч до занятий физическими упражнениями и спустя 40 мин после их окончания. Ужинают за 2-2,5 ч до сна. Домашние учебные занятия также следует выполнять в одни и те же часы. Через каждые 45 мин устраивайте 10-минутные перерывы, во время которых рекомендуется встать, походить, выполнить несколько физических упражнений. Каждый день школьник должен выполнять различные виды домашних работ: убирать помещение, мыть посуду и т. п. В свободное время можно почитать, погулять на улице, заняться любимым делом. Нельзя в ущерб учебным занятиям или сну слишком много времени проводить перед телевизором. Многие системы организма человека на протяжении суток функционируют неодинаково. Полагают, что около 50 физиологических процессов тесно связаны с временем суток. Так, ночью уменьшается интенсивность обменных процессов, снижаются температура тела, функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В дневное же время интенсивность обмена веществ, двигательная активность возрастают, в связи с этим усиливается работа сердца и дыхательных органов. Ритмы деятельности различных систем организма, по продолжительности приближающиеся к суткам, называют циркадными. На протяжении суток работоспособность человека также ритмически изменяется: постепенно повышаясь в утренние часы, она достигает максимально высокого уровня в 10-13ч, а за-тем к 14ч обычно снижается. Далее снова происходит повышение работоспособности, которая после 20ч постепенно снижается. При составлении распорядка дня необходимо учиты-вать это обстоятельство. Кроме того, важно определить оптимальные сроки и продолжительность активного и пассивного отдыха. Особое внимание при составлении режима следует уделять сну. Нормальный, крепкий сон помогает сохранить здоровье и высокую работоспособность. Результаты последних научных исследований позволяют охарактеризовать сон как важную активную деятельность организма, протекающую, однако, несколько иначе, чем "дневная жизнь". Систематическое недосыпание и бессонница опасны. Они приводят к истощению нервной системы, понижению работоспособности, ослаблению защитных сил организма. Но и чрезмерно долгий сон нежелателен. Обычно продол-жительность сна зависит от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей человека. Для детей 8- 9 лет продолжительность сна составляет не менее 10,5- 11ч, 10-11 лет-10-10,5ч, 12-15 лет - 9,5-10ч, для подростков 16-17 лет - 9-9,5ч. В период напряженной учебы, тренировок и соревнований спать нужно больше. Целесообразно рано ложиться и рано вставать: спать с 22-23 до б-7ч. Сформированная привычка ложиться и вставать в одно и то же время позволяет человеку быстрее засыпать и легко просыпаться. Таковы основные характеристики рационального ре-жима дня. Каждый школьник должен с помощью родителей сос-тавить для себя суточный распорядок дня и неукоснительно его выполнять. Делать все вовремя. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Дети дошкольного возраста очень подвижны. Их движения быстры, разнообразны, и эту особенность надо использовать. Детей нужно приучать к ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, лазанию, тренировать у них чувство равновесия. Огромное место в жизни дошкольника занимает игра. Ребенок, играя, познает окружающий мир и готовится к жизни, труду. Важнейший результат игры - радость, удовлетворение, эмоциональный подъем. Положительные эмоции стимулируют деятельность всех основных систем организма ребенка, всесторонне развивают его. Подвижные игры в плане воспитания неоценимы для детей раннего и дошкольного возраста. Поэтому игры должны быть неотъемлемой частью общего двигательного режима ребенка. Взрослым следует руководить играми дошкольников. Желательно, чтобы родители сами принимали участие в организации коллективных игр детей во время прогулки. У 3 - 4-летних детей мышление конкретно, внимание неустойчиво, поэтому содержание их игр должно быть несложным и конкретным (например, "птицы летают и возвращаются в гнезда"). В играх детей этого возраста отсутствует соревнование. Их увлекает процесс движения, а не его результат. Очень хорошо сопровождать игры текстом, который раскрывает содержание игры, являясь сигналом к выполнению тех или иных заданий. Это может быть и короткая песенка, и стихотворение. С детьми в возрасте 5-6 лет проводят игры с включением не только таких образов и действий, которые они наблюдают в жизни, но и таких, с которыми знакомы по книгам, картинкам. В игры можно вносить элементы соревнования (кто скорее добежит до намеченного дерева). Организуются игры на развитие координации движений, ловкости. В них включают бег на скорость, метание, прыжки через препятствия. Постепенно правила игры несколько усложняются, повышается требовательность к точности их выполнения. Используется также текст, который определяет ритм движений, способствует развитию речи у детей. В играх для 6 - 7-летних детей значительно чаще применяются бег, прыжки, лазание, метание. К ребенку предъявляются существенные требования в отношении качества движений, правильности и четкости их выполнения, что требует выдержки и внимания. Дети в возрасте б-7 лет заинтересованы не только процессом игры, но и результатом ее, поэтому для них можно организовывать и игры-соревнования. С 4-летнего возраста можно приучать детей ходить на лыжах. До 8 лет целесообразно проводить лыжные прогулки вблизи от дома. Продолжительность их должна быть не больше часа. Очень важно правильно надеть лыжи. Сначала ребенок учится ходить на лыжах без палок, и лишь когда он станет падать реже, ему дают палки. С 5-б лет после предварительной тренировки (с 4-летнего возраста) можно начинать учить ребенка спускаться без палок с небольших высот (до 2 м), отлогих пригорков. В 7-летнем возрасте, если ребенок ходит на лыжах уже 2-3 года, он может принимать участие и в загородных прогулках, но не более чем на 2 - 3 км. После лыжной прогулки ребенок не должен чувствовать большой усталости. Кататься на коньках можно с 6-7-летнего возраста. Катание на санках с небольшой отлогой горки высотой 1,5-2м- веселое и полезное развлечение. Можно разрешить ребятам кататься с 4-летнего возраста. Санки должны быть легкими, подъемы на горку надо выбирать удобные. Чтобы предупредить несчастные случаи, при катании детей с горок должен присутствовать взрослый. Плавание оказывает благотворное влияние на развитие ребенка. Это и необходимый в жизни навык. Начинать обучать ребенка плавать можно с 4 -5-летнего возраста. Делается это постепенно. Вначале надо приучить малыша к воде, чтобы он не боялся ее. К 6-7 годам ребенок должен уметь держаться на воде и проплывать несколько метров. Не надо силой побуждать ребенка окунуться с головой; страх перед водой может задержать обучение. Очень важным правилом является постепенность в повышении нагрузки в процессе занятий. Чтобы физкультура вызывала у ребенка радостное настроение и была ему по силам, необходимо при выборе физических упражнений и игр подходить к детям индивидуально. Например, младшим дошкольникам следует показывать больше подражательных упражнений. Упражнение надо объяснить так, чтобы ребенок понимал цель движения. Задания должны быть ясными и конкретными. Необходимо вызвать у ребенка интерес к упражнениям, желание активно действовать. Достижения ребенка в выполнении упражнений надо учитывать и поощрять. Величина физической нагрузки для ребенка должна соответствовать его физической подготовленности, состоянию здоровья в данный момент. Вялым, малоподвижным и неактивным детям нужно выполнять больше упражнений эмоционального характера. Тон команды должен быть бодрым. Рекомендуются такие игры и задания-упражнения, при которых дети должны проявить инициативу. К детям возбудимым, очень подвижным, недисциплинированным следует подходить иначе. Тон команды должен быть спокойным, голос негромким, темп движений средним и медленным. Надо требовать точности выполнения упраж-нений. Игры для возбудимых детей должны быть спокойными, не вызывающими больших эмоций. |